ПДД Украины: почему машины на автопилоте их грубо нарушают?
- Эксплуатация машин с автопилотом
- ИНТЕРЕСНО ТАКЖЕ:
- ПДД Украины и управление автомобилем
- Водительские права для автопилота
- ответственность
- РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ:
Пока компании Tesla, FF, Google и Uber выпускают общедоступные передовые технологии, законодательные базы, в частности правила дорожного движения (ПДД Украины), подавляющего большинства стран, в том числе и Украины, не адаптированы под ситуации, когда на дорогах ездят автомобили-беспилотники.
Эксперты утверждают, что количество таких авто вырастет до 10 миллионов к 2020 году. Очевидно, что вскоре правила дорожного движения кардинально изменятся с учетом инновационных технологий. Но как работа автомобилей без водителей вписывается в нынешние законы и правила дорожного движения Украины?
Эксплуатация машин с автопилотом
Представим себе в совсем недалеком будущем обычный четырехколесный автомобиль с бортовым компьютером вместо педалей и коробки передач. С технической точки зрения такие машины не противоречат ни одному международному договору, закона или ДСТУ в Украине.
ИНТЕРЕСНО ТАКЖЕ:
Нормативы конструкции автомобиля ограничиваются четырьмя колесами, собственным источником движения, функционирующей тормозной системой, рулевым управлением, световыми приборами, стеклоочистители и стеклоомыватель. С обобщенными техническими требованиями всегда можно ознакомиться в ПДД Украины.
Фактически тормозная система может быть любой в пределах нормативов тормозного пути. Стоит вспомнить автомобили для инвалидов с перенесенным тормозным управлением. Но все равно в авто должно находиться место предполагаемого водителя с рулем.
Смешно, но по законодательству присутствие самого водителя в авто совсем не обязательно. Тогда можно расположиться на заднем сиденье и наслаждаться комфортной поездкой, задав необходимый маршрут.
До передачи управления роботу законодательство Украины относиться вполне лояльно, так много машин оборудованы автоматизированной коробкой передач и умным круиз контролем. Ограничений в эксплуатации роботов нет.
ПДД Украины и управление автомобилем
Важным и проблемным не только в русле автопилотов, но и регулирования правил дорожного движения в целом, является определение понятия управления автомобилем. Из анализа норм законодательства следует различие между управлением автомобилем и его использованием.
Пассажир имеет право использовать транспортное средство, но управлять им может только водитель. Дефиниция управления транспортным средством на нормативном уровне не закреплена. В то же время критерии проверки навыков вождения, которые по сути и является исчерпывающим перечнем действий (манипуляций), охватываемых термином управления авто.
В США суды толкуют управления автомобилем куда шире, что приводит к отождествлению любого лица, которая приводит в движение машину, с водителем. Вот только в таком случае все клиенты "Uber" можно считать водителями при использовании сервисов с полноценным беспилотным такси.
Так, под управлением автомобилем следует понимать способность повлиять на скорость и направление движения транспортного средства, а также выполнение действий, необходимых для сохранения (обеспечение) безопасности и правил дорожного движения (ПДД).
Водительские права для автопилота
В теории использования автомобиля с автопилотом не требует получения водительского удостоверения. На счет практики, то в постановлении пленума Верховного Суда Украины № 14 от 23.12.2005 г.. Под управлением транспортным средством имеется в виду выполнение функций водителя во время движения такого средства.
Это означает, что, возлагая на себя хоть какие-то предусмотренные законом права или обязанности водителя, Вы управляете авто. Поэтому закон будет нарушен, если сидеть за предполагаемым местом водителя без права управления транспортным средством.
И поверьте, наши правоохранительные органы пойдут именно таким путем.
ответственность
Использование транспортного средства крайне опасное, с чем и связан его специальный статус, как источника повышенной опасности, которое определяет ответственность лица за те или иные нарушения. Автопилот же истотньо затрудняет выяснение вины и основы привлечения определенного лица к ответственности.
Управление автомобилем - главная основа привлечения к ответственности. Автопилот не может быть субъектом правонарушения, поэтому закон оказывается в безвыходной ситуации. Чтобы избежать таких ситуаций, например, в штате Калифорния пытаются помешать работе самоуправляемых такси "Uber".
Запрет не может рассматриваться как выход, и закон не способен остановить технологический прогресс, все-таки закон должен подстраиваться под уже существующие отношения, ведь автопилот - уже становится частью человеческого бытия.
Штрафования пассажира будет неправомерным при нарушении правил дорожного движения (ПДД Украины) автопилотом из-за сбоев в программе, ведь его правовой статус другой, чем у водителя, и не предусматривает обязанностей по выполнению требований ПДД во время выполнения маневров машиной.
И опять же, если Вы сидите за предполагаемым местом водителя и не участвуете в движении автомобиля, то вас оштрафуют, поскольку была минимальная возможность повлиять на движение авто, это означает, что вы обязаны следить за дорожной обстановкой.
РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ:
Справедливым был бы вариант с штрафованием компании-производителя за нарушение правил дорожного движения из-за сбоев в оборудовании. Производитель дает гарантию, и его продукция должна соответствовать описанным характеристикам, а также корректно выполнять поставленные задачи. В свою очередь, владелец обязан будет проходить периодический технический осмотр. В случае же пропуска очередного осмотра по вине владельца авто, то за неисправность отвечать будет именно он.
С гражданской ответственностью все гораздо легче, чем с административной. Гражданский кодекс Украины прямо установил, что ответственность несет тот, кто правомерно владел источником повышенной опасности на момент правонарушения, не используя при этом сроков водитель, пассажир и др.
Как вывод хочется отметить, что положительное влияние на определение правового статуса транспортных средств, оборудованных автопилотом, сделают следующие изменения в Правилах дорожного движения Украины (ПДД Украины)
- Прямое закрепление права на использование автомобилей (машин-роботов) без участия человека в их управлении;
- Разработка специальных технических стандартов для технологий автономного движения машины (автопилота)
- Частично переложить ответственность за нарушение ПДД Украины на производителей таких авто в рамках законодательства о защите прав потребителей.
По материалам: jurblog.com.ua
В завершение хочется поделиться с вами невероятным видео с демонстрацией реального применения на дороге автопилота от Tesla:
▼ Понравилась статья? ПОДЕЛИТЕСЬ! ▼
Полезный материал? Оцените:
Есть вопросы? Нажмите ниже "ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ"!
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Юрист, основатель проекта "Правовая консультация", Харьков.
Но как работа автомобилей без водителей вписывается в нынешние законы и правила дорожного движения Украины?Нашли ошибку?