"Атлант расправил плечи": не столько о бизнесе, сколько о морали

4 апреля 2012 в Киево-Могилянской Бизнес Школе [ kmbs ] Произошло событие довольно необычного формата - публичные чтения * книги Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» . Роман действительно заслуживает как на оживленное обсуждение, так и на серьезную рефлексию: в подтверждение этого стоит вспомнить хотя бы то, что это вторая после Библии книга, которая привела к наибольшие изменения в моральном мировоззрении американских читателей. Модератору публичных чтений Михаилу Винницкому удалось устроить острую и интересную дискуссию, которая не оставила ни одного равнодушным: участники события выражали различные (а иногда и абсолютно противоположные) взгляды на одну и ту же проблему.

Посмотреть фотогалерею события

Имя автора книги - Алиса Розенбаум. Она родилась в 1905 году в Санкт-Петербурге, а в Америку переехала в 1926-м. «Атлант расправил плечи» - ее четвертый, последний и самый длинный роман, впервые напечатанный в 1957 году. По его написания ушло целых 12 лет. Говорят, одну только речь Джона Ґолта, с которой он обращается к народу в третьей книге романа, Айн Рэнд писала 5 лет. И в это довольно легко поверить: «Атлант ...» является наиболее полным изложением созданной писательницей философии объективизма.

«Существует только один клан людей, ни разу не бастовали в человеческой истории. Те, кто нес мир на плечах, не давая ему погибнуть. Теперь настала их очередь. Это забастовку людей разума ».

Айн Рэнд называют философом не только объективизма, но и эгоизма и капитализма. Главная интрига ее романа заключается в том, что ведущие промышленники и предприниматели США отказываются от попыток правительства использовать их труд для «общественного блага». Положительные герои, которые являются воплощением духа свободного предпринимательства, один за другим уходят со сцены, оставляя заводы, шахты и скважины, чем вызывают разрушительные процессы в обществе.

И в этом смысле таких умных людей и сильных личностей вроде можно назвать эгоистами. Это мнение усиливает и главное кредо Айн Рэнд, вложенное в уста Джона Ґолта: «Клянусь своей жизнью и любовью к нему, что никогда не буду жить для другого и не просить кого-то другого жить ради меня». Впрочем, в аудитории нашлось немало людей, которые вовсе не считают эту клятву показателем эгоизма: для них эгоизм - это как раз ожидания человека, кто будет жить ради нее. Некоторые участники события воспринимают эту клятву так: «Я никогда не нести ответственности за другого и не позволю, чтобы кто-то был ответственным за меня». Однако для Михаила Винницкого подобные объяснения кажутся недостаточно убедительными: неужели действительно можно постоянно жить, неуклонно следуя этой клятвы? Кажется, даже Айн Рэнд не смогла этого сделать, несмотря на все свои попытки.

Тем не менее, роман «Атлант расправил плечи» стал популярным именно потому, что клятва Джона Ґолта определяет нравственные правила. В этом смысле книга Айн Рэнд - не столько о бизнесе, сколько о морали. И именно по этой причине Михаил Винницкий приобщает к обсуждению моральный концепт - любовь.

Греки разделяли любовь на 4 вида: сторге, филиал, эрос и Агапэ. Сторге, грубо говоря, является самым низким уровнем любви и оказывается в обычной вежливости. Люди, связанные этим чувством, отнюдь не обязаны жить друг ради друга. Поэтому такая любовь вовсе не противоречит клятве Джона Ґолта. А вот филиал (дружба), эрос (любви) и Агапэ (безоговорочная, волевая, бескорыстная, жертвенная любовь) уже не полностью с ней согласуются. Михаил Винницкий считает, что чем выше уровень любви - тем больше проблема с клятвой. Однако при обсуждении в него появилось много оппонентов, которые не видят в этой ситуации никакого противоречия: мол, тот, кто придерживается клятвы, может делать для другого благородные поступки, но не по долгу, не из-за отдачи, а через собственное желание и волевое решение.

«Собственность - это то, чем я ни с кем не делюсь».

Действительно, для Айн Рэнд человек - существо волевой сознания. Она любит жизнь и идет к своей цели. Результатом ее деятельности является собственность. Ее можно трактовать и как ответственность человека за свою жизнь и свои поступки (и здесь следует подчеркнуть, что в книге потеряли свою собственность только те люди, которые распоряжались ею без чувства ответственности).

Право собственности - святое. Именно поэтому между героями романа могут происходить диалоги вроде следующего: «Почему вы хотите тяжелыми усилиями годами выдавливать свою прибыль по центу, а не получить за свой сплав сразу целое состояние? Почему? ». - «Потому что он - мой».

Подавляющее большинство в аудитории согласилась с тем, что деятельность свободных предпринимателей автоматически приносит пользу обществу - даже если иногда это просто «побочный эффект». В Рэнд нет бизнеса ради денег; существуют только бизнес, которые создают блага. И в таком случае стоит основательно пересмотреть традиционное представление о владельце как о эксплуататора - ведь когда система распределяет созданные им блага на всех, он, наоборот, оказывается в положении эксплуатируемого.

Михаил Винницкий метко заметил, что философию Айн Рэнд можно использовать и для того, чтобы легитимизировать деятельность украинских олигархов - цель их деятельности - тоже не общественные блага, однако она автоматически приносит людям определенную пользу. Впрочем, ответ аудитории на этот тезис оказалась не менее удачной: в этом случае надо учитывать и то, что ни один из героев Айн Рэнд не получил свою собственность преступным путем.

«Мы - двигатели этого мира, и спасем его тоже только мы».

Пришло время перейти к вопросу, несет ответственность положительных героев романа распространяться и на остальное общество? Ведь люди волевой сознания знают: если они уйдут, то разрушат ту среду, которая оставили. Поэтому как надо ненавидеть этот мир, чтобы себя из него экстраполировать? Здесь можно задать еще один резонный вопрос, является другой стороной медали: может ли человек, который придерживается клятвы Джона Ґолта, быть счастливой сама в обществе таких же одиночек?

Если применить философию Айн Рэнд к современным реалиям в Украине, мы вынуждены будем выбирать ответ: как мы любим свою страну - «по расчету» или иначе? Любим мы ее «вежливо» или сильнее? И если сильнее - должны отвечать не только за себя. Книга «Атлант расправил плечи» - не только о бизнесе и мораль, но и о нас в широком среде. А шире среда - это наша страна.

Джон Ґолт и ему подобные совершили побег - якобы для того, чтобы потом построить что-то новое на руинах оставленного ими мира. Мы - люди волевой сознания, которые принимают решения в соответствии со своими нравственных ценностей, в соответствии с тем, что мы любим. Мы можем убежать, сказав этим «Я не люблю», а можем делать то, что Шумпетер когда называл «творческим разрушением». Не обязательно разрушать мир, а потом строить что-то руинах. Мы должны принимать решение творить. По мнению Михаила Винницкого, именно важность творческого разрушения - главный месседж книги Айн Рэнд.

Иногда ироничный, а иногда и провокационный подход Михаила Винницкого сделал обсуждения действительно стоящим: он вызвал переосмысление устоявшихся стереотипов и поставил перед собой много новых вопросов. Да и сама книга заметно влияет как на ход мыслей, так и на эмоции: недаром критики называют Айн Рэнд мастером преувеличений. В ее романе - радикальные оппозиции: белое и черное; умные и глупые; те, кто идет против системы, и те, кто поддерживает ее. Читатель остро чувствует эту «монохромность», отсутствие компромиссов и неоднозначных моментов - и, пожалуй, именно это является наибольшим стимулом к ​​рефлексии. «Есть над чем подумать», - таким был отзыв одной из участниц события, который как нельзя лучше иллюстрирует атмосферу публичных чтений. Обсуждение книги «Атлант расправил плечи» убедительно доказало, что дискуссионный формат события позволяет каждому участнику взглянуть на знакомую книгу с другой стороны и найти в ней новые интересные грани.


* Публичные чтения kmbs - новый старый формат обсуждения книг, которые вдохновляют и меняют мировоззрение. Все мы привыкли читать книги в одиночестве. Процесс этот довольно интимный и предполагает участие только двух - читателя и книги. Но, как оказалось, обсуждение книги после прочтения вместе с другими интересными людьми дает возможность порефлексуваты и еще больше углубиться в изложенные автором идеи.

Подготовила Валентина Кучинская

фото: gordonandthewhale.com

Однако для Михаила Винницкого подобные объяснения кажутся недостаточно убедительными: неужели действительно можно постоянно жить, неуклонно следуя этой клятвы?
Почему?
Пришло время перейти к вопросу, несет ответственность положительных героев романа распространяться и на остальное общество?
Поэтому как надо ненавидеть этот мир, чтобы себя из него экстраполировать?
Здесь можно задать еще один резонный вопрос, является другой стороной медали: может ли человек, который придерживается клятвы Джона Ґолта, быть счастливой сама в обществе таких же одиночек?
Если применить философию Айн Рэнд к современным реалиям в Украине, мы вынуждены будем выбирать ответ: как мы любим свою страну - «по расчету» или иначе?
Любим мы ее «вежливо» или сильнее?